ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОПОРНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНТЕГРИРОВАННОМУ ОБУЧЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ
С целью совершенствования качества интегрированного обучения и воспитания детей с ОПФР, повышения профессиональной компетенции педагогических работников, реализующих образовательные программы специального образования, рекомендуется приказом начальника отдела образования, спорта и туризма гор(рай)исполкома, начальника управления образования администрации района г.Минска определять в регионе опорное учреждение
образования по интегрированному обучению и воспитанию (далее – опорное учреждение образования).
Опорное учреждение образования определяется из числа учреждений дошкольного и общего среднего образования, создавших условия для обучения и воспитания детей с ОПФР, имеющих эффективный опыт организации образовательного процесса в условиях интегрированного обучения и воспитания, необходимые кадровый потенциал и материально-техническую базу. Количество опорных учреждений образования в регионе определяется с учетом реальной потребности в них, возможностей учреждений образования. В опорном учреждении образования может быть организован образовательный процесс для разных (или одной) категорий лиц с ОПФР.
Функции опорного учреждения образования:
обучающая – создание условий для обучения и воспитания детей с ОПФР, реализация образовательных программ специального образования;
информационно-консультационная – оказание информационной и консультационной помощи педагогическим работникам, руководителям учреждений образования в вопросах обучения и воспитания детей с ОПФР; знакомство педагогических работников учреждений дошкольного, общего среднего образования, дополнительного образования детей и молодежи с эффективными методами работы в условиях интегрированного обучения и воспитания;
инновационная – обеспечение преемственности образовательной деятельности опорного учреждения образования и других учреждений образования в использовании новых методик и технологий интегрированного обучения и воспитания;
социокультурная – использование возможностей социокультурного потенциала региона в интересах образования и воспитания обучающихся с ОПФР.
Задачи деятельности опорного учреждения образования:
создание условий для успешного обучения и воспитания детей с ОПФР и организация образовательного процесса по образовательным программам специального образования в условиях интегрированного обучения и воспитания;
формирование социально активной личности обучающегося с ОПФР;
формирование толерантного отношения к детям с ОПФР у всех участников образовательного процесса;
консультирование руководящих и педагогических работников учреждений образования региона, оказание им информационно-методической поддержки в вопросах обучения и воспитания тех категорий обучающихся с ОПФР, образовательный процесс для которых организован в опорном учреждении образования;
распространение эффективного педагогического опыта по вопросам интегрированного обучения и воспитания, в том числе через средства массовой информации, размещение информации на веб-сайте опорного учреждения образования.
Основные направления деятельности опорного учреждения образования:
организация образовательного процесса для детей с ОПФР в соответствии с рекомендациями ЦКРОиР;
создание безбарьерной, адаптивной образовательной среды в учреждении образования;
организация в учреждении образования эффективного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОПФР;
методическая и информационная поддержка образовательного процесса, создание медиатеки по вопросам обучения и воспитания детей с ОПФР;
участие в апробации инновационных образовательных технологий, методик интегрированного обучения и воспитания, управления учреждением образования в условиях интегрированного обучения и воспитания и их адаптация к имеющимся условиям функционирования в региональной системе образования;
организация и проведение конференций, семинаров, практикумов, групповых консультаций с учетом конкретных запросов педагогических работников, категории обучающихся с ОПФР, для которых организован образовательный процесс, особенностей реализации учебных программ специального образования с демонстрацией специфических приемов работы педагогов с детьми с ОПФР;
организация взаимодействия с законными представителями обучающихся, в том числе с использованием интернет-ресурсов;
взаимодействие с ЦКРОиР, другими опорными учреждениями образования по вопросам интегрированного обучения и воспитания.
В опорном учреждении образования могут быть организованы постоянно действующие семинары для педагогических работников, использоваться такие формы работы как практикумы, дискуссии, деловые игры, индивидуальные и групповые консультации. Презентация эффективного педагогического опыта может осуществляться через систему открытых учебных занятий, внеклассных мероприятий, конкурсов, выставок, методических дней и недель, занятий методических объединений, творческих групп, школ передового педагогического опыта и др. Опорное учреждение образования может разрабатывать и доводить до сведения учреждений образования графики открытых учебных занятий, внеклассных мероприятий, консультаций, перечень семинаров, семинаров- практикумов, творческих отчетов.
В опорном учреждении образования рекомендуется оформлять следующую документацию: план работы (в соответствии с основными направлениями деятельности), согласованный с отделом образования, спорта и туризма гор(рай)исполкома, управлением образования администрации района г.Минска; методические и аналитические материалы; материалы проводимых мероприятий; отчет о работе за учебный год.
По запросу отдела образования, спорта и туризма, гор(рай)исполкома, государственного ЦКРОиР опорное учреждение образования предоставляет им оперативную информацию по направлениям своей деятельности.
Основанием для прекращения деятельности опорного учреждения образования является приказ начальника отдела образования, спорта и туризма гор(рай)исполкома, управления образования администрации района г.Минска.
В соответсвии с Методическими рекомендациями по совершенствованию работы по организации интегрированного обучения и воспитания, утвержденными заместителем Министра образования Республики Беларусь от 26 августа 2016 г.